Автомобильный сервисРостов-на-Дону

Поломки случившиеся в пути


     Даже новая машина не застрахована от мелких неприятностей, происходящих обычно в самый неподходящий момент, когда вы опаздываете с работы домой или спешите к любимой теще на блины. Эта информация призвана минимизировать потери времени и нервных клеток в таких ситуациях. Сказанное ниже относится к езде по городу, дальние поездки мы рассмотрим отдельно.

     Что стоит возить с собой, помимо обычного набора инструмента? Постараемся выбрать золотую середину между двумя крайностями — пустым багажником и багажником, в котором есть все, кроме запасного кузова и двигателя в сборе.

Начнем с мелочей.

     Сложите в пакетик комплект предохранителей (предохранители бывают разных типов, обязательно уточните перед покупкой, какие нужны вам), пару золотников, изоленту, скотч, парочку запасных свечей, несколько лампочек для задних фонарей, лампу для фары. Такой пакет прекрасно себя чувствует на полке под бардачком и почти не занимает места.

В багажник положите ремень генератора (в классических Жигулях этот ремень хорошо надевается на рычаг переключения передач, будучи скученным втрое), бегунок, крышку трамблера. На всякий случай купите и возите в багажнике трос, дай Бог, чтобы его не пришлось использовать по прямому назначению, а вот в качестве бельевой веревки на природе он очень неплох, как мы выяснили этим летом. Многие из перечисленных деталей имеют свойство выходить из строя без объявления войны, а рассчитывать, что это случится возле магазина, торгующего автозапчастями и не темной ночью, не приходится. Кроме того, не помешает флакон тормозной жидкости и баллончик WD-40.

     Рассмотрим несколько типичных ситуаций, когда этот ремкомплект может пригодиться, не забывая о том, что при любой поломке надо остановиться по возможности таким образом, чтобы не создавать помех для движения и обозначить аварийный автомобиль. Если вы не можете справиться сами с перемещением машины к обочине из-за плотного движения, не стесняйтесь попросить о помощи находящегося неподалеку инспектора ГИБДД, это его обязанность.

Ситуация 1. Во время движения неожиданно загорается лампа зарядки аккумулятора. Незадолго до этого возможно падение напряжения в бортовой сети. Скорее всего причина в вышедшем из строя ремне генератора. Процедура его замены на большинстве автомобилей довольно проста, поэтому не стоит пугаться. Для большинства автомобилей подойдет приведенный алгоритм, но если есть возможность ознакомиться с процедурой замены ремня на вашей машине, рекомендованной производителем, конечно, с ней нужно ознакомиться. Как правило, генератор закреплен на блоке цилиндров двигателя, причем крутится вокруг оси крепления, а вторая точка крепления подвижна, обеспечивая тем самым возможность натяжения ремня. Ослабьте гайки крепления и сдвиньте генератор к блоку цилиндров до упора. Удалите остатки старого ремня. Аккуратно наденьте новый ремень на шкивы. Если у вас есть помощник, попросите его натянуть ремень монтажной лопаткой, вставленной между двигателем и генератором, а сами затяните гайку подвижного крепления. После этого можно вынуть монтажку, затянуть оставшиеся гайки и ехать дальше. Если вы не уверены в правильности усилия при натяжении ремня, покажите машину мастеру, когда появится время.

     Ситуация 2. При остановке на светофоре вам сообщают о неработающих стоп-сигналах. Эта неисправность, как говорится, на скорость не влияет, но вспомните, как неуютно ехать за машиной с неработающими «стопами». Лучше потерять несколько минут на простой ремонт электрооборудования, чем заниматься ремонтом задней части кузова. Прежде всего убедитесь, что предохранитель цел. На некоторых иностранных машинах левый и правый стоп-сигналы защищают разные предохранители, а фонари работают только при включенном зажигании. Если дело в предохранителе, замените его и при первой возможности разберитесь, в чем дело — предохранители редко горят беспричинно. Дело может быть и в перегоревших лампочках. Замените их, а если это не поможет, имеет смысл убедиться в нормальной работе выключателя стоп-сигналов, который находится над педалью тормоза, может оказаться, что с него просто слетел провод.

Ситуация 3. Двигатель вдруг перестал работать. Если в баке есть бензин, с большой вероятностью можно предположить, что дело в системе зажигания. Снимите крышку трамблера, внимательно осмотрите ее на предмет наличия трещин и сколов, осмотрите бегунок и замените неисправные детали.

     Ситуация 4. После стоянки в сырую погоду двигатель отказывается заводиться, хотя стартер крутит нормально. Тут могут пригодиться запасные сухие свечи. Если искра есть, а бензонасос исправно качает топливо, замените две свечи, двух чистых хватит, чтобы оживить двигатель, даже если он у вас шестицилиндровый. Ситуация последняя. Ни вышеприведенные советы, ни ваш опыт и знания не помогли, а доставить автомобиль на стоянку надо. Делать нечего, доставайте трос и цепляйтесь к другой машине, здесь можно прочитать о том, как правильно ехать на буксире.

Вы прокололи шину, а запасного колеса нет

     Прежде всего необходимо обнаружить место прокола. Это можно сделать, не снимая колеса, но поддомкратить, чтобы вращалось, не помешает. Начните накачивать шину до тех пор, пока свист или шипение не подскажут вам место прокола. А струя воздуха под вашими пальцами точно выведет на отверстие в резине. При снятом колесе процесс обнаружения прокола будет еще более оперативным. Особенно если рядом есть хотя бы небольшая лужа. Опустив туда колесо, вы без труда найдете в покрышке инородный предмет.
Этот самый предмет (как правило — гвоздь, винт или шуруп) следует обязательно извлечь. Далее берем небольшой саморез или шуруп, густо обмазываем резьбу обычным герметиком для шланговых соединений и вворачиваем точно в место прокола. Накачиваем шину — и в путь. Герметик, застывая, перекроет микроотверстия, через которые уходил воздух.

Проверено — воздух при таком ремонте держится до трех дней, после чего шину приходится все времяподкачивать. Вместо герметика можно также использовать клей типа «Момент», однако здесь надо чуть ли не час ждать, пока клей хорошо загустеет, а потом накачивать шину.

     Одно замечание: эти средства применимы только к бескамерным шинам. Для срочного ремонта шин с камерами можно использовать специально предназначенные жидкие герметики в баллончиках. Жидкость закачивают внутрь камеры или бескамерной шины, и она затягивает отверстие в резине. Если у вас нет денег на «запаску», то на герме-тик уж точно найдется.

Вытекла жидкость из гидропровода сцепления или оборвался трос сцепления

     Тоже невелика беда, до дома добраться можно. На неработающем двигателе включите вторую передачу, заведите мотор и тихим ходом на одной передаче следуйте до ближайшего автосервиса. Однако учтите: при торможении машина будет глохнуть. Если жидкость течет не очень обильно, можно временно заменить ее тосолом. Только не забудьте потом снова заменить ее на тормозную жидкость.

Из коробки передач потекло масло

     Неприятный случай, но только без паники. Вспомните, что на прямой передаче двигатель напрямую подключен к трансмиссии, поэтому в коробке передач вращается только первичный вал, не требующий смазки. В начале движения как можно быстрее переходите на прямую передачу и двигайтесь на ней. За городом так можно проехать не один десяток километров, а в городе — добраться до автосервиса. Но имейте в виду: этот прием относится только к заднеприводным автомобилям.

Оборвался ремень вентилятора

     Весьма подлый случай для тех, кто не привык возить в запасе именно такие вещи. На первый взгляд положение безвыходное: лесная или проселочная дорога и никого кругом, кого можно использовать в качестве буксира. Можно обойтись и без него, если у вас с собой (или на обочине) оказалась дырявая автомобильная камера.
Режем камеру поперек, чтобы получилось кольцо шириной 20 мм. Такой временный ремень вполне выдерживает пробег в несколько десятков километров. А в городе его хватит, чтобы добраться до автосервиса или до гаража.

Датчик температуры охлаждающей жидкости зашкалил

     Первым делом, разумеется, необходимо срочно остановиться. Минут 10 дайте машине отдышаться (желательно, чтобы она стояла на ровном месте, тогда уровень масла, который вам предстоит проверить, будет соответствовать реальному). Если с маслом все в порядке, причина, скорее всего, кроется в неисправном термостате. Для полной уверенности потрогайте его осторожно, чтобы не обжечься. Термостат горячий со всех сторон, значит, неисправность определена правильно.
Поскольку, по мнению автознатоков, каждый третий российский термостат неисправен изначально. Вот что может выручить в этом случае. Если на вашем авто электрический вентилятор, выньте его провода из контактных гнезд и замкните их друг с другом напрямую, чтобы вентилятор работал в постоянном режиме. Затем включите отопитель салона на второй режим и можно отправляться в путь. Тосол пойдет по большому кругу, будет меньше нагреваться, а постоянно работающий вентилятор будет подстраховывать двигатель на предмет перегрева. На трассе при скорости 80–90 км в час удавалось держать температуру охлаждающей жидкости в пределах рабочей. При необходимости следует остановиться и дать двигателю остыть.

Кончился бензин

     Надейтесь только на себя, и не ошибетесь. Возите с собой презерватив! Помимо прямого назначения, это вообще очень ценная вещь. Это, например, небьющийся сосуд для воды. Или непромокаемый чехол для документов и спичек во время водной переправы. Или прекрасная защита подкапотных электронных устройств от влаги. Да мало ли куда придумает использовать эластичную резину человек с головой! В баке, как правило, остается всегда 3–4 литра бензина. Вот тут и пригодится презерватив или прочный воздушный шарик, или любой крепкий полиэтиленовый пакет. Заливаем туда около литра любой жидкости (можно взять воду из бачка омывателя) и надежно завязываем отверстие импровизированной емкости. Не забудьте оставить конец веревки длиной около метра и очень аккуратно, чтобы не повредить оболочку, опустите свое сооружение в бензобак через заливную горловину.
Свободный конец закрепляем за крышку бензобака. Уровень бензина поднимется и, подкачав бензин в карбюратор, можно запускать двигатель. На ближайшей заправке останется только аккуратно извлечь это устройство из бака.

Потерялась пробка бензобака

     Случай редкий, но все же... Никаких тряпичных затычек в этом случае во избежание пожара быть не должно! В крайнем случае можно использовать плотный, плохо поддающийся агрессивным жидкостям полиэтилен.
Попробуйте поэкспериментировать с различными мелкими емкостями, которые есть в вашем багаже. Например, к заливной горловине бензобака ВАЗ–2108 прекрасно подходит крышка от майонезной банки.

«Врет» указатель топлива

     Неприятность тоже в дороге нечастая, но случается почему-то с внедорожниками «Нива». Указатель уровня бензина «ошибается» чаще всего из-за поплавка датчика. Он, всплывая, упирается в трубки, расположенные в топливном баке. Однако стоит лишь повернуть фланец датчика на 60 градусов относительно первоначального положения, и указатель топлива станет показывать реальный уровень бензина в баке.

Забыли, какое масло налито в емкость

     Бывает, что на банках или бутылках отлетают этикетки и, как ни напрягай память, не вспомнить, какое масло — моторное или трансмиссионное — хранится в этих емкостях. Но определить, какое из них какое, проще простого, стоит лишь капнуть каплю масла в воду. Если капля масла держится на воде несколько минут в виде линзы, это масло моторное. Если масло быстро расплывается на воде и образует радужную пленку — это масло трансмиссионное.

Невозможно отвернуть гайку

     Каждый, кто сталкивался с проблемой прикипевшей гайки или болта, насчитает в своем арсенале несколько свернутых «голов». Не помогает даже керосин или специальная жидкость WD-40. Но немногие знают, что лучшее средство в борьбе с приржавевшими гайками и болтами — обыкновенная уксусная кислота (пищевой уксус). На 20–30 минут положите на место соединения тряпочку, обильно смоченную уксусом. Уксусная кислота съедает ржавчину удивительно быстро, и гайка легко отворачивается.

Сильно исцарапано стекло

     Возможно, единственная неприятность отпуска на колесах — это мелкие повреждения лакокрасочного покрытия кузова от песчинок, мелких камешков и насекомых. Все-таки скорость на трассе приличная. В какой-то степени от этой напасти спасают различного рода отбойники. А вот с ветровым стеклом проблематичнее. Намотав на колеса тысячу-другую более-менее приличной федеральной трассы, однажды в темноте начинаешь понимать, что тебя ослепляет каждая первая встречная машина. Попробуйте самым тщательным образом протереть стекло изнутри с помощью любой бытовой жидкости для мытья стекол, можно использовать жидкость для мытья посуды. Если это не очень помогло, значит, дело в обилии микроцарапин и следов от щеток стеклоочистителя.
Стекло можно привести в порядок самостоятельно. Нужна лишь дрель, войлочный круг и паста ГОИ. Пасту сначала следует использовать более грубую — темно-зеленого цвета. Затем самую мягкую — более светлого цвета. В процессе полировки стекло необходимо смачивать любым маслом. Эффект нового ветрового стекла просто потрясающий. Правда, полировку стекла лучше отложить до возвращения из отпуска.

Без генератора

Если в дороге отказал генератор, а аккумуляторная батарея находится в хорошем состоянии, не спешите разбирать и ремонтировать генератор: и с неработающим можно проехать несколько сот километров, так как исправная аккумуляторная батарея обеспечивает работу системы зажигания в течение приблизительно 5–10 ч. Кстати, наиболее частая причина отказа генератора — загрязнение и окисление контактных колец или зависание щеток в щеткодержателе. Эти дефекты легко устранить путем разборки щеточного узла и очистки загрязненных деталей.