Автомобильный сервис 61-avto.ru

Автомобильный сервисРостов-на-Дону

Торможение


     Процесс торможения на первый взгляд ничего сложного собой не представляет – снижай скорость, жми на нужную педаль и останавливайся. Однако не все так просто, как кажется. Прежде чем перейти к тонкостям этого процесса, ответим на, казалось бы, праздный вопрос: «Для чего нужно уметь правильно тормозить?» На практике это знание обеспечит вам максимальную безопасность (как личную, так и вашего «железного друга») и эффективность торможения на всех этапах этого процесса, начиная от времени реакции водителя, срабатывания тормозного привода и длины тормозного пути до полной остановки транспортного средства. А для этого сначала нужно хорошо усвоить некоторые особенности торможения и затем потренироваться, отрабатывая наиболее распространенные и эффективные его способы.

     Хотя современные тормозные системы автомобилей (ABS – антипробуксовочная система, EBD – система, исключающая блокировку колес при торможении в повороте, Brake Assist – система, реагирующая на слабое, но резкое нажатие на педаль тормоза и «дожимающая» педаль до конца и др.) все больше разгружают водителя, позволяя легко и безопасно справляться с тормозами, все же существуют тонкости, знание которых во много раз снижает вероятность допущения ошибок.

     Расположение ноги и посадка на сиденье.

     Не следует отодвигать кресло слишком далеко, чтобы в момент приложения наибольшего усилия на педаль тормоза нога не оказалась полностью расправленной;

     чтобы исключить соскальзывание, стопа должна плотно ложиться на педаль;

     слишком близкая посадка затрудняет быстроту переноса ноги и снижает восприятие усилия стопой;

     высота подушки сиденья должна позволять полностью использовать потенциал разгибательной бедренной мышцы, исключая упор колен в торпедо;

     при торможении пятка ноги не должна упираться в пол, это позволит наиболее точно рассчитать усилие на педали;

     обувь должна быть максимально удобной.

     Необходимые меры безопасности.

     Перед тем как тормозить следует посмотреть в зеркало заднего вида;

     не следует тормозить «в пол», срывая автомобиль в скольжение, так как тормозной путь при интенсивном замедлении значительно меньше, чем торможение «юзом»;

     если автомобиль не оборудован ABS, то интенсивное торможение в повороте может привести к потере устойчивости;

     при необходимости торможения на неровной дороге (ямы, бугры) следует использовать торможение на ровном участке, так как инерция колебания неподрессоренных масс провоцирует «резонансный эффект» – колесо прыгает, как мяч, и большую часть находится в воздухе.

     Вообще, необходимо четко усвоить, что следует избегать торможения при проезде неровностей – нужно тормозить до препятствия и сразу после того как вы его проедете. В противном случае весьма вероятны повреждения подвески и тормозов, поскольку при замедлении эти узлы и так нагружаются силой инерции и тормозным усилием, а в дополнение – получают еще и удар о препятствие.

     Ну вот, с правилами покончено, а теперь можно приступать и к практике. Существует много различных способов торможения, однако рядовым водителям для ежедневной езды нужно знать и пользоваться самыми простыми и надежными.

      Интенсивное торможение.

      Этот способ считается наиболее распространенным и заключается в остановке автомобиля, которая осуществляется однократным и сильным нажатием на педаль тормоза и в идеале происходит на пределе сцепных свойств шин с покрытием, поскольку самая высокая эффективность замедления автомобиля находится в пределах очень близких к срыву колес в скольжение. Кстати, все системы ABS настраиваются таким образом, чтобы удерживать процесс торможения в зоне, предшествующей срыву колес в скольжение.

     Для отработки этого способа нужно выбрать прямой участок дороги, на которой нет интенсивного движения, и разогнать автомобиль до скорости 60 км/ч. Далее следует сильно нажать на педаль тормоза и, как только начнется срыв колес в скольжение, нужно слегка приотпустить тормоз до восстановления зацепления колес с дорогой. Как только автомобиль прекратит скольжение, снова сильно нажать на педаль тормоза до полной остановки. Обратите внимание, что чем выше скорость, тем больше усилия нужно приложить к педали.

     Этим способом рекомендуется пользоваться при остановке с высоких скоростей (130 км/ч). Кстати, освоив его, вы исключите из процесса торможения наиболее опасный момент – движение автомобиля «юзом».

     Комбинированное торможение.

      Является одним из наиболее эффективных способов торможения, а его суть состоит в том, что процесс замедления происходит не только с помощью тормозной системы автомобиля, но и двигателя, путем включения пониженной передачи КПП. Преимуществом этого способа является более интенсивное замедление и в этом случае инерция вращения двигателя позволяет избежать блокировки ведущих колес.

     Отработать этот способ очень легко. На участке дороги, который позволяет разогнаться до 80 км/ч, при движении на 4 передаче нужно начать замедление сначала с помощью тормозов, потом, не отпуская их, быстро переключиться на 3 передачу, погасить скорость, затем включить – 2-ю, после – 1-ю до полной остановки автомобиля.

     Тренируясь, вы сами сможете убедиться в высокой эффективности этого способа, которым рекомендуется пользоваться при экстренных торможениях.

     Ступенчатое торможение.

      Этот способ считается одним из самых комфортных и легко усваиваемых и состоит в многоступенчатом нажатии на педаль тормоза с плавным изменением усилия от сильного нажатия и до отпускания педали в самый последний момент остановки.

     Для тренировки нужно разогнать автомобиль до 30 – 35 км/ч и применить торможение с четко выраженными отрезками, желательно равномерными по времени, но различными по усилию нажатия на педаль. Первое нажатие должно быть самым интенсивным, оно способствует развитию чувства информативности ноги в работе с тормозной педалью. Последующие нажатия, вплоть до остановки, должны обеспечивать плавное замедление без клевков.

     Этот момент является показательным, так как именно в завершающей стадии, когда отпускается педаль тормоза перед остановкой, вы снимаете клевок машины, исключая отдачу инерции.

     Задание можно считать выполненным, если плавность замедления сохраняется в каждой стадии от начала торможения до полной остановки. Этот способ необходим для тех водителей, которые сели за руль автомобиля впервые и им нужно привыкнуть к информативности тормозного привода для комфортного и безопасного замедления.

     Прерывистое торможение.

      Этот способ используется на скользкой дороге (дождь, грязь, снег), а заключается он в равномерных и быстрых нажатиях на педаль тормоза, имитирующих работу ABS и прекращающих скольжение колес.

     Для отработки приема (на безопасной широкой площадке с влажным покрытием или в гололед), нужно разогнаться до 30 км/ч и затормозить «в пол», чтобы при этом установленная дистанция являлась тем инструментом, который покажет рост ваших результатов. Каждое последующее упражнение должно строиться с таким расчетом, чтобы постараться уменьшить длину тормозного пути, стараясь успеть нажать на педаль два, три, четыре и более раз – совершенству нет предела. В результате вы сами сможете убедиться, что, пользуясь этим способом, можно достичь неплохих результатов при торможении на скользком покрытии.

     В завершение хотим еще раз напомнить, что тренироваться следует на пустынных участках дороги, пристегнувшись ремнем безопасности и соблюдая правила безопасности, а еще лучше – под наблюдением опытного инструктора.

     Леонид Шубин.